Гонки на льдуГонки на льду

«Трус не играет в хоккей» – известная всем фраза из хорошей песни с детства воспитывала в нас отношение к этому спорту, как истинно мужскому, опасному, быстрому и захватывающему. Скольжение по льду, блестящие лезвия коньков, борьба, напряжение, динамика – и все это при жутком холоде. Забава не для девчонок…

Мотоциклетный спорт не уступает в зрелищности и опасности, и уж тем более – в скорости. Но не во всех странах теплая погода круглый год, а потому мотоциклы и весь спорт, связанный с ними в той или иной мере, всегда был сезонным.

История захватывающих гонок на льду уходят в 20-е годы прошлого века. История не сохранила имя человека, впервые в мире выехавшего на лед на мотоцикле. Появилось это явление как таковое в 20-х годах в странах Скандинавии. И в 30-е годы было больше развлечением для гонщиков гаревого спидвея в зимний период, чем самостоятельная дисциплина. Но с распространением и популяризацией гаревого спидвея, мотогонки на льду выделились в отдельный вид соревнований.

• Гонки происходят против часовой стрелки.

• В каждом заезде стартует 4 гонщика.

• Гонщики должны пройти 4 круга.

• Каждый гонщик встречается с каждым соперником по одному разу.

• Гонщик, пришедший первым, получает 3 очка, второй – 2 очка, третий – 1 очко, четвертый – 0.

• Всего проводится в один день 20 заездов (если не считать систему Гран-При, при которой после основных заездов проводятся еще и финалы D, C, B, A).

В СССР впервые мотоцикл на льду появился в конце 30-х годов. В марте 1938 года в перерыве соревнований по конькобежному спорту на льду появляется мотоцикл. И на удивление зрителей, набрав скорость и не сбавляя ее, начал проходить в повороты. А в январе следующего года в газете «Красный спорт» это необычное явление было описано в одной из статей. Тогда страна узнала, что мотоцикл на льду управлялся Сергеем Бучиным, выдающимся мотогонщиком. А шипы, благодаря которым мотоцикл был устойчив на скользкой поверхности, были разработаны небезызвестным Николаем Закревским. Шквал писем от читателей с бесконечными расспросами заставил редакцию напечатать следующую статью, в которой изобретатель опубликовал чертежи и дал свои рекомендации и советы по установке шипов. Эти две статьи и послужили толчком к развитию мотогонок на льду.

Начиная с 1940 года, когда были проведены первые соревнования, началось шествие ледового спидвея по необъятным просторам СССР. Формат проведения гонок изначально очень отличался от того, какими их видят сегодня почитатели этого вида спорта. Более того, они отличались друг от друга! Первые гонки были проведены на ипподроме, на различных моделях мотоциклов, разбитых по классам. Иногда в качестве стадиона использовали замерзшие водоемы. А в дальнейшем ледовые гонки стали постепенно родниться со спидвеем по гаревой дорожке. Что позволило использовать одни и те же стадионы для выступлений в разное время года и снаряды для классического спидвея, но в другой «обуви».

На первых гонках на льду можно было увидеть и мотоцикл ИЖ-350, и мотоцикл «Москва», и мотоциклы с коляской – все это были разные классы. Как позже выяснилось, что по среднему времени более легкие мотоцикл едут быстрее, так как они менее подвержены действию центробежных сил и проходят повороты на большей скорости. А когда гонки с ипподромов ушли на меньшие стадионы для спидвея (кольцо 250-400 м, редко до 1300 м), класс 750 «кубиков» умер. В гонках на первых порах в отдельном классе выступали женщины. Единственным достойным комментарием этому явлению сегодня может быть «крылатое» выражение: «Безумству храбрых поем мы песню!». До сегодняшнего дня дожили классы 125, 175, 350 и 500 «кубиков». Сами мотоциклы для выступлений сначала поменяли на мотоциклы для спидвея с некоторыми доработками, а потом был создан мотоцикл для ледового спидвея.

20 февраля 1959 года в Москве был проведен первый чемпионат СССР. С этого момента можно считать правила в спидвее одними на двоих «братьев-близнецов», до этого на каждых соревнованиях они были своими. Четкие правила и стремительное развитие данного мотоспорта позволили уже в марте того же года провести первые международные соревнования. На них советские гонщики принимали гонщиков из Чехословакии. И, естественно, более опытные хозяева одержали победу над гостями. На тренировке во время этих соревнований москвич Анатолий Егоров проходит поворот «на коленке», что до него на просторах необъятной родины никто не делал, а соотечественник Фарит Шайнуров идет дальше и использует для опоры в поворотах локоть. Техника прохождения поворотов, опробованная Анатолием Егоровым, сегодня обязательное условие прохождения поворота на максимальной скорости, именно поэтому на левой ноге гонщика дополнительные щитки, а ботинок массивнее правого из-за дополнительных слайдеров. Успех этих соревнований побудил отечественную федерацию мотоспорта пригласить родоначальников этого вида спорта – финнов и шведов. В 1960 году в программу национальных чемпионатов вошел класс 500 «кубов», и в том же году этот класс становится международным. Представители четырех стран участвуют в международном чемпионате «Дружбы народов», который становится самым популярным соревнованием по мотогонкам на льду. В этом чемпионате советские гонщики уже довольствовались ролью учеников, и, справедливости ради, заметим, весьма способных, так как два из шести этапов они все-таки выиграли.

Уже в следующем году трековый комитет МФМС (FIM) одобряет единые правила, что позволяет провести две международные серии гонок в Швеции и Финляндии и в СССР. Эти соревнования показывают высокий класс советских гонщиков, выросший за столь небольшой период. В первой серии представители отечественного мотоспорта забирают три победы из четырех возможных, а во второй (домашней) – пять из шести. И вновь гонки имеют колоссальный успех. В 1964 МФМС учреждает свой официальный чемпионат Кубок FIM. Как и предыдущие серии гонок, он проходит с ошеломляющим успехом и победой советского гонщика Бориса Самородова – обладателя первого Кубка FIM. МФМС, под впечатлением невероятной популярности этого вида мотосоревнований, поднимает их статус до «Чемпионата Европы», а с 1966 года это уже «Чемпионат Мира».

Победы и география

Глядя на мировую карту, сегодняшний ледовый спидвей не на пике своей популярности. Более популярен он в России. Этот вид соревнований (Увы!) не транслируют по телевидению, он не имеет широкой огласки, но до сих пор собирает тысячи фанатов на своих стадионах. Еще бы, это самый удачный вид спорта для России! Из 43-х соревнований всего лишь 7 раз гонщики СССР и России упускали первое место, и ни разу не оставались без призовых мест! В командном чемпионате мира, который проводится с 1979 года, из 29 чемпионатов советские, а после российские спортсмены, лишь 4 раза не поднимались на первое место. В личных зачетах за всю историю спорта за советскими и российскими спортсменами числится 94 медали – 34 золотые, 31 серебряная, и 29 бронзовых. В командных зачетах завоевано 28 медалей – 24 золотые, 3 серебряные и 1 бронзовую. Абсолютные рекорды по количеству завоеванных побед также принадлежат советским гонщикам: шестикратный чемпион в личных зачетах Габдрахман Кадыров и семикратный чемпион суммарно в личных и командных зачетах Сергей Тарабанько.

Кроме постоянных участников, в этих соревнованиях в свое время выступали в гонках итальянцы. Но после гибели их соотечественника – Ремо Дальбоско (В 1994 году, в Берлине, на отборочных соревнованиях чемпионата мира на льду), они покинули гонку и больше никогда не выступали в этом виде спорта. Также в свое время и весьма небезуспешно переняли опыт у советских гонщиков канадцы, которые неплохо выступали, но особых высот не достигли.

Что касается травматизма, то это очень опасный вид спорта. Хоть вес мотоцикла и небольшой (80 кг), но скорости достаточно высокие, а колеса увенчаны длинными и очень острыми шипами. Самая запомнившаяся трагедия произошла в 1984 году, когда на льду московских «Лужников» погиб бронзовый призер личного чемпиона 1981 года – Анатолий Гладышев. В борьбе со шведским спортсменом он ошибся в выбранной тактике и задел заднее колесо противника. Не удержавшись, он заскользил по дорожке на дальний вираж, где произошло столкновение с мотоциклом соотечественника. После это удара Анатолий оторвался от мотоцикла и полетел прямо под колеса другого шведского гонщика, который не успел ничего предпринять. Удар передним колесом пришелся между костюмом и шлемом, и шипы пробили сонную артерию, переломав шейные позвонки и проломив основание черепа. Смерть наступила мгновенно. В истории ледового спидвея эта трагедия стала первым случаем со смертельным исходом гонщика столь высокого класса, и, к сожалению не, последней. Сегодня гонщики часто одевают металлические кольчуги под мотокомбинезоны, чтобы уберечь себя от опасных шипов.

Ледовый спидвей – спорт для настоящих мужчин, храбрых и отважных спортсменов. И дело не в том, что в Украине нет таковых мужчин и спортсменов. Ледовый спидвей для нас экзотика, в большей степени в силу климатических условий, хотя украинские гонщики принимали участие в этом виде спорта даже во времена независимой Украины, но носило это перманентный характер. Куда популярнее в Украине гаревый спидвей, но это уже совсем другая история…

Спортивный снаряд

Мотоциклы для ледового спидвея имеют отличную раму от мотоциклов для гаревого спидвея, позволяющую им быть более устойчивым и на льду. Конструкцию принципиально новой рамы предложил Владимир Карнеев, прославленный гонщик, тренер и конструктор в одном лице. Благодаря энтузиазму этого человека оба вида спидвея приживались в СССР. Рама такой конструкции практически без изменений выпускается до сих пор. Кроме рамы, у байка для ледового спидвея есть глухая защита. Первоначально защита была минимальной, типа «клетки», но огромное количество ледяной крошки, поднимающейся из под шипованных колес, очень быстро налипала на визир и ограничивала видимость. Чтобы быстро очищать визир, на него наклеивалась клеенка в несколько слоев, которая по мере загрязнения и необходимости удалялась слой за слоем. Современный мотоцикл максимально закрыт защитой. Вся конструкция мотоцикла продумана таким образом, что замена любой части мотоцикла (колесо, двигатель, цепь и т. д.) может быть произведена в течение короткого времени между заездами.

Особенность данных байков еще и в том, что их не купишь в обычном мотосалоне, как сотни любых других. На нем не прокатишься на воскресную прогулку по заснеженным дорогам или покрытому ледяной коркой бездорожью. Это уникальный спортивный снаряд, пригодный исключительно для гонок на ледяном кольце. Эти мотоциклы изготавливаются в небольшом количестве в городе Дивишов (Чехия) на заводе «JAWA», а если быть до конца откровенным, то выпуск мотоциклов производится под заказ. Мотоциклы данной серии не оборудованы тормозами, сбросить скорость можно только за счет оборотов двигателя или притормозив мотоботом о поверхность трека. Коробка передач отсутствует или используется двухступенчатая коробка передач: первая передача – «стартовая», вторая – «основная». Это продиктовано тем, что резкая смена крутящего момента чревата потерей контроля над аппаратом. Собственно, по этим причинам и нет тормоза. Охлаждение у двигателей по понятным причинам воздушное. В качестве топлива используется метанол. Мощность мотоциклов с одноцилиндровыми двигателями в 500 «кубиков» – 47 л. с. в базовой модификации. Изначально этот вид спорта подразумевал соревнования на одинаковых мотоциклах, со средними техническими данными. Но сегодня каждый мотоцикл проходит доработку после покупки. Каждая команда пилотов и механиков создает свой особенный аппарат для выступлений. Так, некоторые аппараты после тюнинга, на который нередко уходит около 10 тысяч евро при стоимости самого аппарата 3,5-5 тысяч, развивают мощность до 70 л. с. Колеса на этих аппаратах имеют диаметр 23 дюйма сзади, а размер переднего не ограничен – как правило, он больше. Диски используются спицованные, они мягче, легче и просты в ремонте – против литых дисков. Резина используется шипованная. По регламенту гонок шипы не могут быть длиннее 28 мм. История изменения характеристик шипов, их формы и способов установки не менее богатая, чем история самого спидвея. Современные шипы имеют коническую форму и невероятно остры! Расположение шипов, как правило, в «шахматном» порядке, но исключением является правая сторона. Гонки всегда происходят против часовой стрелки, а значит, рабочая поверхность – левая. На правой стороне шипов нет из соображений безопасности, уменьшения веса и бесполезности. Положить мотоцикл на правую сторону не получится из-за низко расположенной правой подножки. Так, по центральной части покрышки расположен «стартовый» ряд шипов, а по левой стороне – «виражный». С завода на переднем колес находится 120 шипов, а на заднем 150-170.

Такая «резина» позволяет байку быть абсолютно устойчивым на ледяном треке и развивать на прямых скорость до 200 км/ч, а проходить повороты на скорости 80 км/ч.

Comments are closed.

Post Navigation