Эмиль Сайфутдинов может войти в историю спидвея уже в этом сезоне, став первым гонщиком, который сможет одержать победу в Личном Чемпионате Европы (SEC) третий год подряд. Напомним, ни одному гонщику, даже Ивану Маугеру, не удалось добиться подобного результата в карьере, а общий рекорд по числу европейских титулов принадлежит до сих пор Ове Фундину, на счету которого пять чемпионских корон победителя первенства Старого Света.
Как было отмечено в заголовке, Эмиль. действительно, вписал свое имя в историю мирового спидвея в последнем сезоне, став первым гонщиком, успешно защитившим титул Чемпиона Европы в его современном формате проведения, продвигаемого компаний «OneSport». Однако у легенд мирового спидвея в лице все тех же Ове Фундина, Иван Маугера и Бьёрна Кнутссона есть свое мнение на этот счет. Ведь каждый из троих вышеназванных гонщиков не единожды одерживал победу в континентальном первенстве в то время, когда Чемпионат Европы являлся одним из квалификационных раундов в борьбе за мировую чемпионскую корону.
Конечно, очень многое может произойти за грядущие 12 месяцев, но уже сейчас без лишней доли сомнения можно сказать, что Эмиль Сайфутдинов вступает в новый сезон в ранге одного из главных фаворитов Личного Чемпионата Европы по гаревому спидвею 2016 года. И до тех пор, пока рекорд остается непревзойденным, мысли о возможном достижении не занимают большого места в голове российского гонщика
«Я не думаю об этом», — говорит Эмиль. У нас еще достаточно времени до первой гонки. Конечно, я буду стараться подвести себя к ней в лучшей форме, которая только возможна, и только потом мы увидим, что из этого получится. Это было бы «funtastic» одержать победу в третий раз, но в цикле SEC принимают участие много отличных гонщиков, и никто из них не позволит мне добиться легкого успеха. Я и вся моя команда должны приложить огромные усилия, чтобы вновь одержать итоговую победу».
Спустя год, из-за нестабильной политической обстановки между Россией и Украиной, один из этапов Личного Чемпионата Европы (SEC) вновь пройдет на потрясающем стадионе им. А. Степанова в Тольятти . Впервые один финальных раундов первенства Старого Света по гаревому спидвею проходил здесь в 2013 и запомнился переполненными до отказа трибунами («sold out»), а также победой Эмиля Сайфутдинова в захватывающей по накалу гонке. Поэтому звезда российского мотоспорта с нетерпением ждет именно этого старта, чтобы еще раз продемонстрировать во всей красе свое мастерство перед родными болельщиками.
«Это потрясающе, что SEC вернулся в Россию», — улыбаясь, говорит Эмиль. Это очень много значит для меня. Скорее всего, это будет единственная гонка в предстоящем сезоне на Родине, потому что у меня нет контракта ни с одной российской командой, и я не выступаю в российской лиге, поэтому у огромного числа моих фанатов просто не будет другой возможности воочию увидеть меня на треке. Буду надеяться, что они будут счастливы увидеть меня на дорожке, когда я приеду в Россию»
С точки зрения спидвея, Россия как страна часто ведет себя не так. как следовало бы это ей это делать на самом деле. Сайфутдинов – один из лучших действующих гонщиков во всем мире, братья Григорий и Артем Лагута также играют весьма заметную роль на мировой арене, но при всех успехах российских гонщиков за последнее время спидвей до сих пор остается на задворках российского спорта, хотя спортсмены, безусловно, заслуживают совершенно иного к себе отношения.
Тем не менее, даже этого трио гонщиков достаточно, чтобы российская команда смогла представлять серьезную угрозу для своих соперников в борьбе за Командный Кубок Мира. Бронза, добытая в 2012 году, тому лишь подтверждение, однако закулисные игры спортивных российских чиновников из года в год не позволяют выступать сборной России в сильнейшем составе и демонстрировать максимум своих возможностей.
(сборная России образца 2012 года — бронзовый призер ККМ)
Несомненно, одним из самых ярких событий грядущего гаревого сезона станет «бараж» и финал Кубка Мира на новом Национальном Стадионе в Манчестере. и, если сборная России будет представлена в боевом составе на Туманном Альбионе, то повышенное внимание со стороны британской публике ей будет однозначно гарантировано, так как это будет уникальная возможность для местных фанатов увидеть за долгое время в действии Эмиля и братьев Лагут.
Следует добавить, что Международная мотоциклетная Федерация (FIM) в последнее время оказывает серьезное давление на своих российских коллег, чтобы добиться гарантий выступления российской команды в том виде, который был бы достоин статуса одной из ведущих мотоциклетных держав. Эмиль, однако, считает, что все эти подобные действия со стороны FIM ни к чему никого не обязывают: «На данный момент все продвигается хорошо в этом вопросе. Это единственное, что я могу сказать прямо сейчас. Посмотрим, как будет дальше развиваться ситуация»
При существующем положении вещей на данный момент Кубок Мира — единственная возможность для британских болельщиков увидеть российских гонщиков в Великобритании в этом году. Несмотря на то, что Эмиль выступал с свое время за «Ковентри» в 2011 году, маловероятно, что лидер российской сборной будет выступать в британском чемпионате в обозримом будущем, потому что для него, как и для большинства топовых гонщиков, достаточно того количества гонок, что у него есть на данный момент в календарном плане
«Я не заинтересован по причине того, что я счастлив тому количеству стартов, что у меня есть сейчас», — отвечает со всей серьезностью Эмиль. Я просто не хочу большего числа гонок. Для меня 45-50 встреч в сезоне более чем достаточно, и все мы знаем, что выступление в Англии – это как минимум еще 30 дополнительных гонок. Это не для меня, я хочу иметь время и на личную жизнь в промежуток между стартами. Я не хочу быть в изнеможённом состоянии все время в течение сезона, и благодаря не перегруженному графику соревнований у меня есть больше времени, чтобы качественно подготовиться к гонкам в Польше, Швеции и SEC».
Как отметил выше сам гонщик, личная жизнь стала играть, действительно, особо важную роль с тех пор, как он стал отцом. «Моя семья – это самое ценное, что есть сейчас у меня в жизни. Это непередаваемые чувства, когда я провожу время с самыми близкими мне людьми. Это помогает мне расслабиться после гонок и отложить на время в сторону все мысли, связанные со спидвеем. Хочу особо поблагодарить мою супругу Викторию, которая всегда поддерживает меня в любой ситуации.»
Если же бросить взгляд на результаты прошлого сезона, то можно отметить, что сезон для российского гонщика сложился более чем удачно. Победа в цикле SEC, в том числе две виктории на отдельных этапах, включая 100% результат на этапе В Кумле, чемпионские звания в двух сильнейших национальных первенствах Польши и Швеции – таковы итоги 2015 года для русской ракеты.
«Я очень доволен итогами последнего сезона, не часто ты можешь выиграть сразу три золотых медали за один календарный год, — говорит гордо Эмиль. Конечно, у меня было несколько плохих гонок, но с кем это не случается? Самое главное для меня то, что я понимаю и знаю причины неудач в тех встречах, поэтому в следующий раз я постараюсь показать себя с самой лучшей стороны, устранив выявленные ошибки при подготовке к стартам».
Его успех в составе шведского клуба «Элит Ветланда» был особенно приятен, не в последнюю очередь потому, что, несмотря на то, что к тому времени Эмиль уже был действующим Чемпионом Европы, он не попал в основной состав команды и начал Элитсерию 2015 года в статусе запасного гонщика.
«Когда я подписывал контракт с Ветландой я знал, что не буду в основной обойме команды с по причине того, что на тот момент я не был на порядок сильнее уже подписанных гонщиков. Такие гонщики, как Тай Уоффинден, Ярослав Хампель, Бартож Змарзлик, Петер Льюнг, Томас Х. Йонассон были ничуть не хуже меня, и я полностью осознавал это.
Я знал, почему они (прим. руководство клуба ) не хотели видеть меня в составе команды с самого начала сезона. Во-первых, я был травмирован, и они также принимали во внимание и тот факт, что я не был достаточно хорош в сезонах 2012 и 2014 годов, когда я также представлял цвета «Ветланды». Тогда я показывал хороший результат только на нескольких гостевых треках, поэтому изначально планировалось, что я гораздо активней буду задействован именно в выездных встречах команды, чем в гонках на домашней арене.
Но все резко изменилось после несчастного случая, случившегося с Хампелем (прим. перелом ноги на Кубке Мира ). Так у меня появился шанс выступать весь сезон в составе команды, и тогда я сказал себе, Окей, теперь ты можешь всем показать на что по-настоящему способен. В результате, я закончил сезон с лучшим средним очковым показателем в команде и вообще все всей Элитсерии».
Сайфутдинов показывал в Швеции искромётный спидвей на протяжении всего сезона. Особо запомнился всем любителям мотоспорта захватывающий заезд. в котором Эмиль сумел в просто невероятном стиле обойти Грэка Хэнкока и одновременно рассеять тем самым миф о своем комплексе трека в Ветланде.
«Все мы знаем, что Грек отличный гонщик, и я смог обойти его только на последнем круге, испытав потрясающие эмоции после финиша. Но для меня это лишь еще одна возможность убедиться в том, что я владею теми необходимыми качествами, которые позволяют мне на равных бороться с лучшими гонщиками мира, и каждый раз, когда я обыгрываю их на треке, я говорю себе: «Ты сделал отличную работу, парень! »
Кроме того, если у вас еще остались хоть какие-то сомнения в вопросе того, входит ли Эмиль Сайфутдинов в элиту мирового спидвея, то хотим вам напомнить, как развивался, возможно, самый яркий заезд первого финального матча плей-офф шведской Элитсерии, в котором «Ветланде» противостояла «Индианерна». В предпоследнем по счету заезде россиянин сумел прорваться с последнего места на первое. опередив сначала по внешнему радиусу Нильса-Кристиана Иверсена, а затем и вовсе лишил победы в «Хите» шведского «бразильца» Антонио Линдбака за считанные метры до финиша, что вызвало настоящий экстаз у шведских комментаторов, работавших на той встрече.
Эмиль повторяет: «После первого круга стало понятно, что я должен что-то предпринять, чтобы поймать отличное сцепление с дорожкой, если хочу выправить ситуацию. Я попробовал по внутренней траектории – не помогло; попробовал по средней части трека – не помогло. Тогда я подумал, Окей, давай попробую пройти по внешнему радиусу и как можно ближе к ограждению. И угадайте, что случилось? Это сработало! На третьем круге я опередил Иверсена и в тот момент уже точно осознавал, что, если я хочу победить, то мне нужно ехать последний круг именно по внешней траектории трека, примыкающей к забору, где я смогу развить максимально возможную скорость. Конечно, следует отметить, что у меня было много пространства, чтобы совершить третий по счету тактический маневр. Так что я понимал, что смогу реализовать задуманную идею, а вот Антонио и Нильс, на мой взгляд, просто не ожидали того, что кто-то рискнет поехать так близко к границе трека. Именно поэтому у меня было так много свободы на треке, чтобы осуществить задуманное.»
Победа в составе «Уния» (Лешно) в сильнейшей на данный момент в мире Польской Экстралиге была не менее захватывающей. И хотя «Быки» выиграли первую финальную встречу на выезде, где их соперником по двухматчевому противостоянию была вроцловская «Спарта», команду ждало тяжелейшее испытание на домашней арене им. Альфреда Смочика, в котором «Уния» смогла добиться только ничейного результата, позволившего в итоге завоевать чемпионский титул. «Быки», в состав которых помимо Эмиля входили братья Павлицки, Ники Педерсен, Томас Х. Йонассон и Гжегож Зенгота, демонстрировали отличный спидвей на протяжении всего сезона, но и у них в отдельных гонках случались эпизоды, когда накал борьбы на треке был абсолютно запредельный. Прежде всего, вспоминается встреча с «Торунью», где эмоции кипели, как на треке, так и за его пределами, а главными действующими лицами тех инцидентов стали Братья Петр и Пшемышлав Павлицки и, конечно, Ники Педерсен.
Эмиль старается по возможности избегать подобных инцидентов со своим участием, но нужно не забывать и о том, что атмосфера, в которой проходят гонки в Польше во многом отличается от той, что гонщики испытывают на себя, соревнуясь, например, в Швеции. При всем при этом, безусловно, жажда победы в Элитсерии столь же сильна для российского гонщика, а конкуренция в лиге такова, что у вас нет ни доли секунды, чтобы подумать о чем-то кроме спидвея.
«Я стараюсь не думать и не анализировать те ситуации», — говорит Эмиль о различных столкновениях во время гонки. Меня всегда беспокоит только одна единственная вещь – это здоровье гонщиков. И не имеет абсолютно никакого значения за какую команду этот гонщик выступает, является ли он моим партнером или соперником. Здоровье – это самая важная вещь для меня.
Конечно, есть большая разница в том, в каком напряжении проходят гонки в Польше. Да, перед выступлением в Швеции я также должен быть готов на 100%, как и перед любой встречей в Экстралиге, чтобы показать максимум своих возможностей. Однако, встречи в Элитсерии проходят в гораздо более расслабленной обстановке, чем в Польше, где ты находишься в совершенно иной атмосфере».
(атмосфера на польских треках во многом близка к тому, что мы видим на футболе)
К слову, главный «хулиган» мирового спидвея Ники Педерсен получил множество нареканий и критики по поводу его манеры езды в прошлом году. Даже обычно невозмутимый Грэк Хэнкок пробежал почти целую прямую трека только ради того, чтобы врезать Ники за его поведение на гаревой дорожке. Сайфутдинов также не раз обменивался колкостями с Педерсеном, особенно во время выступления в серии Гран-При. Если говорить о недавнем времени, то можно вспомнить случай, произошедший в одном из раундов SEC, после которого мы могли видеть российского гонщика в крайне раздраженном состоянии. Тем не менее, поскольку сейчас Эмиль и Ники выступают в составе одной команды в Польше, тактичность и дипломатический подход главенствуют в процессе выяснения отношений между гонщиками над откровенными репликами в адрес друг друга или даже методами физического воздействия.
(Стычка со Скотом Николлсом — единственный неприятный эпизод за всю карьеру спортсмена )
«Ники – это Ники», говорит Эмиль. Все мы знаем, что он жесткий гонщик и всегда нацелен только на победу, иногда его желание победить даже чрезмерно. Но я считаю, что он сам понимает, когда переходит черту разумного. Когда я встретил его после той гонки в SEC, то он извинился передо мной за тот эпизод. Сейчас, после многих лет соперничества с Ники в гонках самого разного уровня я знаю только один способ, чтобы оставить любые возможные неприятности позади – мне нужно выиграть только старт заезда против него и все! Поверьте, это помогало мне уже не раз! Сейчас у меня с ним вообще нет никаких острых проблем с тех пор, как мы выступаем в одной команде. Если мы хотим выиграть чемпионат, то нам нужно действовать сообща и помогать друг другу. Только тогда, когда все гонщики команды является единым целым, можно добиться определенных успехов».
Эмиль настроен защитить оба чемпионских титула в обоих лигах, где у него подписан контракт в предстоящем сезоне. Более того «Уния» (Лешно) смогла усилить свой состав за счет приглашения в команду датского гонщика Питера Кильдеманда. Таким образом пятерка лидеров «Быков» в сезоне 2016 года будет следующей: Сайфутдинов, Педерсен, Кельдеманд, Петр Павлицки, Зенгота. И уже сейчас большинство экспертов записывают команду в число главных фаворитов сезона и открыто говорят о том, что «Унии» вполне по силам повторить прошлогодний успех.
«Наша команда сильна, это так», — соглашается Эмиль. Мы будем усердно работать, чтобы побеждать в каждой гонке, и скоро все мы увидим, будет ли это нам под силу. Сезон долгий и в Польской лиге принимают участие много отличных команд, поэтому, прежде всего, нам нужно обеспечить себе место в плей-офф, после чего можно уже думать о чем-то большем. Но, на мой взгляд, наш состав достаточно силен, чтобы выиграть Экстралигу вновь»
К сожалению, последний год был омрачен несколькими тяжелейшими травмами, и Россия непосредственно ощутила это себе, когда один из самых многообещающих молодых гонщиков Виталий Белоусов совершил аварию в Тольятти, получив серьезные повреждения позвоночника. Эмиль, узнав о случившимся, организовал сбор денежных средств в поддержку травмированного товарища, в том числе был проведен аукцион, на котором был продан один из гоночных костюмов Сайфутдинова, за который удалось выручить 3500 евро. Эмиль сообщил нам, что Виталий добился значительного прогресса с момента аварии, случившейся 30 Сентября.
«Он прошел хороший курс физиотерапии в Санкт-Петербурге, и федерация, его клуб и еще несколько отдельных людей помогают Виталию в том, чтобы он получал самую лучшую медицинскую помощь. Сейчас он много гуляет при помощи ходунков, и все идет к тому, что все будет хорошо через некоторое время» .
Травма, которую перенес Дарси Уорд – один из самых талантливых гонщиков во всем мире, образовала огромную ударную волну в спидвейном мире, подземные толчки от которой ощущаются до сих пор. Эмиль также был шокирован последствиями той аварии на треке, и он убежден в том, что спортивные чиновники различного уровня должны со всей серьезностью отнестись к тому, чтобы добиться повышения уровня безопасности спортсменов.
«Я должен сказать, что я был серьезно напуган перед гонкой в Швеции после инцидента с Дарси, признается Эмиль. В моей голове было множество самых разных мыслей, но я смог сконцентрироваться и взять себя в руки, что позволило благополучно закончить ту гонку.
Конечно, лично для меня это было очень грустное время, и это по-прежнему будет так, пока я вижу Дарси и Виталия травмированными. Мы никогда не сможем остановить аварии в спидвее, но я считаю, что спортивные власти должны задуматься над тем, чтобы модернизировать борта трека, сделав их более безопасными. На треке должна быть более улучшенная система за пределами защитных воздушных матов, где сейчас мы видим только твердый забор. Я считаю, что ограждение трека должно быть более гибкое после того, как гонщик врезается в него. Я думаю проблема в том, что множество людей считают, что использование только воздушных матов уже решает целиком проблему. Но мы уже видели с вами не раз, что это не так! Ограждения на некоторых треках настолько жесткие, что, после того как гонщик врезается в него на скорости 100 км/ч, они не сдвигаются ни на миллиметр. Именно поэтому у нас случается так много серьезных травм.
Также, некоторые треки слишком узкие на входе в первый и третий поворот, да и на самих виражах нет достаточного пространства для маневра. Спидвей сейчас стал очень быстрым, и я думаю, что решение этой проблемы поможет многим гонщикам избежать столкновений задним колесом на входе в вираж. Конечно, падения будут продолжаться, ведь это спидвей. Они были раньше, они будут происходить и сейчас, но те вещи, о которых я упомянул, вполне могут быть сделаны во благо нашего вида спорта».
Для многих болельщиков и экспертов отсутствие Эмиля Сайфутдинова в Цикле Гран-При является большим поводом для личного разочарования. 26 летний спортсмен, экс-третий номер мирового спидвея и многократный победитель отдельных этапов серии, пожалуй, находится в самом расцвете своих сил, и все мы знаем то, что организаторы SGP хотят, чтобы только лучшие гонщики со всего мира принимали участие в крупнейшем и престижнейшем личном соревновании мирового спидвея. И у нас нет никаких сомнений, что участие Эмиля в Гран-При сделало бы борьбу за мировую корону еще более острой и захватывающей. Тем не менее, несмотря на множество слухов, менеджер Эмиля Томаш Сускевич заявил, что у них не было никаких предложений от BSI-IMG/FIM, касающихся возможного возвращения в серию или участия на отдельном этапе в качестве «дикаря». Таким образом, можно поставить под сомнение широко распространённое мнение в том, что организаторы соревнования стремятся вернуть Сайфутдинова в число участников Личного Чемпионата Мира.
Причины, побудившие гонщика принять решение о прекращении участия в SGP, были обусловлены сочетанием целого ряда обстоятельств, которые обрушились на Эмиля как цунами. В тот момент казалось, что спортсмен переживает лучший сезон в своей карьере в 2013 году. Однако, соревновательный год для Эмиля закончился травмой после столкновения с Адрианом Медзински, последствия от которой оказались довольно продолжительными; гонщикпотерял отца, который оказывал колоссальное воздействие на его жизнь. И ко всему вышесказанному добавились вскоре и финансовые проблемы. вызванные тем, что его бывший польский клуб задолжал гонщику огромную сумму денег. После этих событий впервые и поползли слухи о том, что россиянин собирается прекратить выступление в Гран-При.
Более того, когда стало известно о том, что гонщики, которые принимают участие в Гран-При, не смогут выступать в SEC (это правило было впоследствии пересмотрено и отменено ), один из этапов которого проходил в Тольятти и в отличии от SGP целиком был показан по ТВ на Родине гонщика, то для Эмиля на первое место вышли интересы его спонсоров (прим. организаторы SEC по большей части являются спонсорами Эмиля), и он одним из первых заявил о своем намерении сосредоточиться целиком именно на Личном Чемпионате Европы.
Сейчас же спустя три года многие ставят под сомнение то, что у гонщика есть желание вернуться в Гран-При, но сам Эмиль считает, что нет ничего невозможного.
«Что я могу сказать на этот счет? Пожалуйста, попробуйте оказаться в моей ситуации и пережить то, что случилось со мной в тот год. Все, что творилось в моей голове в конце 2013 года сложно передать словами: тяжелейшая травма, смерть отца, проблемы с финансами весь тот и еще предыдущий сезон. Теперь надеюсь Вы понимаете, почему я принял такое непростое решение. После всего того, что навалилось на меня, мне просто было необходимо сделать перерыв в моем участии в Гран-При.
Я отдавал все свои силы этому турниру с 2009 по 2013 год, но я смог вовремя сказать себе СТОП! Достаточно, хватит! Я хочу вернуться в серию тогда, когда я буду готов сражаться только за первое место со «светлой головой» и без целого ряда всевозможных проблем. Я вернусь тогда, когда буду полностью уверен в том, что у меня будут все гарантии для успешного выступления в турнире, а также будут возможности, чтобы задействовать дополнительные внутренние резервы»
Но после незабываемого сезона 2015 года, в прессе стали активно муссироваться спекуляции на тему возвращения гонщика в Гран-При. Однако, его имя отсутствовало в списке участников и из стана команды россиянина также не было никаких официальных подтверждений о возможном возвращении. После чего последовала жесткая критика гонщика, где ему приписывали, что он ставит финансовые интересы выше личных амбиций профессионального спортсмена. В частности, речь шла о непоследовательных решениях менеджера Эмиля Томаша Сускевича, который во многом определяет развитие карьеры россиянина. Сам же Эмиль и «Суси» (прим. неформальное имя Сускевича) готовы проделать более долгий путь, чтобы вернуться в мировую элиту, и не обращают никакого внимания на подобные разговоры.
(Эмиль Сайфутдинов и Томаш Сускевич)
«Мне все равно», — говорит Эмиль про критику в свой адрес. Я думаю некоторые из них испытывают чувство зависти потому, что Томаш работает со мной. Он добился очень много в своей карьере, чтобы получить возможность работать только с самыми лучшими гонщиками. Он прошел путь от простого мойщика мотоциклов до одного из лучших менеджеров. Он делает очень многое для меня, и я счастлив, что именно такой человек, как он, стал моей правой рукой».
Технологии не стоят на месте и в мотоспорте. Погоня за более высокими скоростями, чтобы добиться гарантированного преимущества над соперниками, заставляет постоянно двигаться вперед в направлении развития. Например, Крис Харрис в отличии от многих гонщиков использует двигатель GTR. тогда как остальные предпочитают старую добрую Jawa. Эмиль также не сидел без дела во время зимнего перерыва, активно проводя подготовку к предстоящему сезону.
«Я не менял марку двигателя», говорит гонщик. У меня превосходные отношения с семьей Марзотто (прим. производитель двигателей марки GM), и я также доволен действующим контрактом с Jawa по поставке мотоциклетных рам, которые я считаю прямо сейчас являются лучшими на рынке. Да, я сделал несколько незначительных изменений в настройках мотоцикла, но я еще не знаю, подойдут ли они для меня, поэтому мне нужно как можно больше тренироваться, после чего я смогу ответить на этот вопрос более детально».