Серьезный чубатый гайдук, с черными как смоль, длиннющими усами, забил заряд в пушку, второй канонир, медлительный и важный, поднес фитиль. Оглушительно грохнул выстрел. Так на львовском стадионе СКА была торжественно открыта финальная часть третьего чемпионата мира по спидвею среди юниоров — спортсменов не старше 1969 года рождения.
Этот символический выстрел из самой настоящей старинной пушки стал счастливой приметой для советских гаревиков. Еще четырежды в этот день с восточной трибуны, где обосновались красочно одетые гайдуки, принимавшие участие в торжественном открытии и закрытии чемпионата, раздавался мушкетный салют в честь побед наших ребят в заездах. И каждый раз это вызывало бурю восторга у зрителей.
Заниматься прогнозами на соревнованиях юниоров — дело неблагодарное. Молодые ребята, самому старшему из которых едва исполнился 21 год, еще не могут похвастать стабильностью выступлений, отличающей взрослых мастеров. К тому же всегда есть вероятность, что внезапно вспыхнет новая яркая звезда, ранее никому не известная. Поэтому, когда я попытался выяснить у специалистов их мнение о возможном победителе, в ответ услышал множество различных соображений. Тут немудрено было и растеряться.
Среди фаворитов называли симпатичного итальянца Массимо Мора, красавца норвежца Ларса Гуннестада с длинными вьющимися волосами цвета спелой пшеницы. Высоко оценивались шансы польских гаревиков. В финал их пробилось трое — больше, чем из любой другой страны,— весомое подтверждение силы польской школы спидвея. Самых высоких мест ждали от датчан — ведь гонщики этой маленькой скандинавской страны в последние годы добились на мировой арене лидирующего положения. Традиционно сильны спортсмены Венгрии, Австралии. И все же чаще других называли три фамилии — англичанина Кристофера Луиса, вице-чемпиона мира прошлого года, и шведов Петера Карлссона и Тони Рикардесона.
Луис — парень необычайно располагающий к себе, с живыми, умными глазами и обаятельной улыбкой. Однако он еще и на редкость серьезный и целеустремленный человек. Рассказывая мне о своих планах, Крис не скрывал, что для него спидвей — не просто щеко-чащее душу хобби. Если уж он пришел на трек, то сделает все от него зависящее, чтобы стать лучшим гонщиком мира.
Шведы тоже не случайно оказались в роли фаворитов. Всего за несколько недель до стартов во Львове чемпионом мира среди взрослых стал швед Пер Юнссон. А ведь Карлссон — победитель первенства своей страны этого года, Рикардссон занял в том же чемпионате шестое место.
Уже первые заезды чемпионата показали, что это хоть и юниорский, но самый настоящий мировой финал. Время первых трех победителей каждый раз превышало рекорд трека, и в итоге результат, показанный на этом стадионе год назад Рифом Саитгареевым, был улучшен почти на две секунды.
Победитель Крис Луис
Однако в этот момент, словно желая окончательно спутать карты участникам, вмешалась погода. Четвертый заезд пришлось отложить — пошел сильный дождь, и трек мгновенно покрылся слоем жидкой грязи. Немало крови попортила гонщикам и стартовая машина. Она несколько раз ломалась, создавая весьма неприятные ситуации в самый напряженный и ответственный момент гонок. В такой обстановке молодым ребятам очень нелегко было сохранить самообладание и выдержку.
Мировое первенство скоротечно, каждый спортсмен выходит на старт всего пять раз. И даже одно третье место в заезде сводит шансы на завоевание «золота» практически к нулю.
За полтора круга до финиша седьмого заезда не справился с мотоциклом, упал и сразу расстался с мечтой о победе Карлссон. Дважды вылетали из седла австралиец Шийн Боуз и англичанин Дин Стэндинг. Очень неровно выступали польские спортсмены.
По два заезда «откатали» гонщики, и выяснилось, что на медали претендуют трое: Луис, датчанин Брайен Андерсен (он был запасным и заменил своего соотечественника Якоба Ольсе-на, который заболел и не смог выйти на старт) и наш Рене Аас. Именно в их личных встречах и решилась судьба медалей. Андерсен в напряженной и красивой борьбе все же уступил англичанину и сразу как-то сник, расстроился и в двух оставшихся заездах не сумел набрать ни одного очка. Луис же, наоборот, продемонстрировал удивительное хладнокровие и решимость. Даже поражение от Ааса (дважды ему мешал настигнуть эстонского гонщика австралиец Боуз) не выбило Криса из колеи. В последнем своем заезде он выиграл так же легко и красиво, как и в первом, не оставив никаких сомнений в том, кто был «премьером» на львовском треке.
Но для четырех с половиной тысяч зрителей, пришедших на львовский стадион, главным героем чемпионата стал победитель первенства страны нынешнего года Рене Аас. Почувствовав, что у нашего гонщика появились реальные шансы в борьбе за самое высокое место, львовские зрители принялись неистово поддерживать его. Ведь для них Рене — «свой». Два года армейской службы он провел в местном СКА. Конечно, мастер спорта международного класса из Эстонии — гонщик достаточно сильный, чтобы не потеряться и в более именитой компании. Однако и сам он, и его тренер признались потом, что не рассчитывали на столь успешное выступление. «Мы были уверены, что бороться за место в пятерке мне по силам, но о «серебре» все же не мечтали»,— говорил Рене после заключительного своего заезда, сияя счастливой улыбкой.
Швед Рикардссон принимает первые поздравления
Достойно выступили и другие советские участники. Андрей Королев, заменивший травмированного Карлссона, вышел на старт лишь в 11-м заезде. И просто/покорил зрителей, с третьего места пробившись в лидеры, и победил норвежца Ларса Гуннестада, занявшего шестое место в чемпионате. Только один раз вышел на старт Виктор Гайдым. И тоже показал неплохой результат — второе место в компании с третьим, пятым и седьмым гонщиками чемпионата.
Еще одним героем львовского финала стал швед Тони Рикардссон. После двух заездов он имел всего одно очко и, казалось, потерял всякие шансы на приличное место, а уж о медали и вовсе думать в такой ситуации не приходилось. Но Тони, заменив барахливший основной мотоцикл на запасной, блестяще выиграл три заезда подряд, а потом и дополнительный заезд за третье место у поляка Ярослава Ольшевского. Таким образом, прогнозы знатоков, говоривших о большом потенциале шведских гаревиков, в общем оправдались.
А польские журналисты после финиша этого последнего заезда дня в отчаянии разводили руками: «Да сколько же можно! Спидвей у нас пользуется гигантской популярностью, и гонщики, поверьте, нисколько не уступают своим зарубежным соперникам. Но они почему-то панически боятся громких иностранных фамилий и всех этих «годденов» и «марцотто». А поэтому проигрывают им задолго до старта». Как видим, у журналистов отечественных после нынешнего чемпионата повода для подобных сетований как будто не осталось.
И тем не менее не все во Львове прошло так, как хотелось бы. На чистеньком и уютном армейском стадионе собралось до обидного мало зрителей, А ведь еще за два часа до старта к мототреку начали стекаться тысячи любителей спидвея. Целыми семьями, «с чадами и домочадцами» шли они на гонки. И организаторы встретили их весьма гостеприимно. Несколько буфетов радовали глаз обилием всевозможных вкусностей. Продавалось даже отличное местное пиво. Здесь же можно было приобрести различные сувениры, посмотреть мини-выставку старых мотоциклов. В достатке было и программок предстоящих состязаний. Словом, до старта потенциальным зрителям скучать не приходилось. Но вот сами гонки многим из них увидеть так и не довелось. Узнав о том, что билет стоит десять рублей, они разочарованно отправлялись по домам.
Итак, третий мировой чемпионат юниоров завершился. И завершился для нашего спидвея весьма серьезным успехом. Однако рука будто сама тянется постучать по дереву — не сглазить бы. Ведь значительные достижения на юниорском уровне у нас были и раньше. Достаточно вспомнить победу Игоря Марко в чемпионате Европы четыре года назад. Но вот когда дело доходит до «взрослых» финалов, наши гаревики внезапно уходят на задний план. А те гонщики, которых мы побеждали на юниорском треке, выходят в лидеры мирового спидвея.
Все же хочется верить, что пушечный салют на львовском стадионе станет для нынешнего поколения наших гонщиков предвестником столь долгожданных побед. Ведь традиции в этом виде мотоциклетного спорта у нас прекрасные, и давно пора взяться за их возрождение.