22.12.2017 в 12:34
Автор: Махначев Ярослав
Одним из самых заметных и громких в прямом смысле этого слова событий «Алтайской зимовки» стал технический фестиваль на территории пляжа «Водный мир». В его рамках после долгого перерыва в Барнауле прошли заезды мотогонщиков по льду.
Прошлое и будущее
В 1980-е спидвей был большим событием для Барнаула. Единственным местом, куда ледовых мотогонщиков пускали для соревнований, был стадион «Локомотив». И во время гонок трибуны забивались до отказа – наш фотокор Андрей Чурилов, неоднократно делавший репортажи с таких соревнований, может это подтвердить.
В 1990-е спидвей, как и многие другие технические виды спорта, приказал долго жить. Вскоре как спортивный объект канул в Лету и стадион «Локомотив». И вот в краевой столице решили реанимировать этот зрелищный вид спорта.
В морозный день мотогонщики заботливо укрывают своих железных коней, словно жокеи попонами коней обычных. Рев рядом с треком стоит приличный: у спидвейных мотоциклов нет холостого хода, и если его завели, то приходится постоянно подгазовывать, чтобы техника не заглохла. Завести его, кстати, тоже непросто – делается это с толкача, так уж эти специфические мотоциклы устроены. Вообще, выглядят мотоциклы необычно: высокие, длинные, передние и задние колеса почти наполовину скрыты мощными крыльями. Это защита от шипов. Без них тут делать нечего, мотоцикл на льду иначе не удержишь. Сами шипы выглядят устрашающе – 28 мм длиной. На переднем колесе их около 120, на заднем – может быть и до 200.
— Центральный автомотоклуб отправил нам пять бэушных мотоциклов. Три из них мы успели довести до ума к сегодняшнему дню. Еще позвали новосибирских гонщиков, – говорит президент Федерации мотоспорта Алтайского края Евгений Максимов. – Сегодня не столько соревнования, сколько показательные выступления, хотим напомнить барнаульцам, что такое ледовый спидвей.
Для асов
Скорости на треке сумасшедшие. Если учесть, что спидвейные мотоциклы не оборудованы тормозами, то временами становится страшно. Некоторые участники проходят виражи, что называется, на грани фола, практически переводя байк в одну параллель с землей.
— Здесь очень многое зависит от мастерства гонщика, – говорит Максимов. – Надо вовремя сбросить газ, потом в повороте его снова добавить и за счет центробежной силы пройти вираж.
Именно из-за технической сложности до спидвея в советское время допускали участников от 18 лет. Сейчас стандарты изменились, заниматься спидвеем разрешено с 15 лет. В мотокроссе, к слову, участвуют и дети-дошколята. Не буду говорить, что сложнее и опаснее, но выводы делайте сами.
Добавлял сложности барнаульским мини-соревнованиям и мороз – тут и технике непросто, и спортсменам.
— На самом деле во время самого заезда ты холод не чувствуешь. Зато после финиша понимаешь, что замерзло все, рук-ног не чувствуешь, – говорит новосибирец Андрей Жданов.
Мотоспортом Андрей занимается с 12 лет, начал с 14. И все это время – только спидвей, зимой на ледовом треке, летом – на гаревой дорожке стадиона. Барнаульский старт стал для него неплохой подготовкой к полуфиналу чемпионата России, который пройдет в предстоящие выходные в Уфе.
Ну а в Барнауле ближайший спидвейный уик-энд, уже не показательные выступления, а полноценные соревнования, запланирован на 24 февраля. В нем примут участие райдеры не только из Алтайского края, но и из других сибирских регионов.