Почему спидвей заслуживает места на «Матч ТВ»Один из самых зрелищных мотоциклетных видов спорта просто обязан вернуться на российское телевидение.

Появление на наших телевизионных экранах нового спортивного канала «Матч ТВ» и зарождение одноименного субхолдинга, в который по планам руководства «Газпром-Медиа» будет входить порядка десяти спортивных телеканалов совершенно разной направленности, вселило в меня надежду, что горячо любимый мной спидвей сможет вернуться в сетку вещания российского спортивного ТВ.

Попробую наглядно убедить всех скептиков и обраться через Sports. ru к руководству субхолдинга, почему данный мотоциклетный вид спорта заслуживает своего места на «Матче»

Спидвей – самый зрелищный мотоциклетный вид спорта

Озвученный выше тезис – это не плод моей бурной фантазии или фанатского популизма. Это исключительно констатация факта. Просмотр на стадионах самых популярных и финансово-обеспеченных, как автомобильных, так и мотоциклетных видов спорта, коими являются шоссейно-кольцевые гонки, занятие не только дорогое, но и весьма специфическое. По своей сути болельщик видит только 5% гонки, непосредственно находясь на трибуне, все остальное время его глаза прикованы к огромным экранам, где идет видеотрансляция. От массового совместного ТВ-просмотра данное действие отличает разве что гул моторов. В спидвее дело обстоит совершенно иначе. Находясь в чаше стадиона, зритель может детально видеть самую малейшую подробность каждого заезда, он может наблюдать на расстоянии буквально нескольких метров отчаянную борьбу и жесткие падения на виражах, а также ощущать нескончаемый драйв, оглушительный шум моторов и непередаваемый запах гари, который придает дополнительный шарм происходящему.

Российские спортсмены входят в элиту мирового спидвея

На сегодняшний день в группу спортсменов, которых принято относить к числу ТОПовых, входят трое россиян, занимающих ведущие позиции в своих клубах. Это братья Артем и Григорий Лагута из Приморского Края, а также безусловно одна из главных звезд всего мирового спидвея – Эмиль Сайфутдинов. Перечислять их многочисленные титулы и регалии на российском и международном уровне не вижу смысла. Во-первых, это займет много места и времени, во-вторых, это будет дополнительным стимулом к читателям данного материала узнать побольше о наших замечательных мотогонщиках. Я же в этой части хочу рассказать, почему страна должна знать в лицо как минимум упомянутых спортсменов. И сделать это легче всего на примере того же самого Эмиля.

Эмиль Сайфутдинов – образец российского спортсмена, который должен быть примером для всего подрастающего поколения. Почему?

  • боец на треке, но за его пределами верный друг и товарищ, который всегда готов протянуть руку помощи. Не считая потасовку в 2009 году в еще юном возрасте, никогда не был замечен ни в каких провокациях и закулисных играх. Всегда выступает за чистоту спорта и спортивной борьбы. Не раз заканчивал гонки с серьезными повреждениями, но не отказывался от борьбы и приносил команде и в личный зачет важнейшие очки.
  • семья для Эмиля занимает ведущее место в жизни. Все, кто знают о спортсмене, помнят, как тяжело гонщик пережил потерю отца.
  • В пример большинству наших звезд спорта знает иностранные языки: идеально владеет польским и хорошо говорит по-английски
  • Активно занимается благотворительностью и принимает участие в социальных акциях. Сейчас финансово и не только оказывает поддержку Дарси Уорду и Виталию Белоусову, получивших серьезные повреждения позвоночника.
  • Патриот страны и родного края. Эмилю не раз предлагали выступать за цвета польской сборной, что обеспечивало бы ему колоссальные спонсорские деньги, но каждый раз он оставался верным российскому триколору. Хотя после опалы на фонд «Урал», в России у гонщика нет НИ ЕДИНОГО спонсора.

Все это определило, что в Польше Эмиль не менее популярен и узнаваем, чем Роберт Левандовски, Агнешка Радванска или Юстина Ковальчик. Но у нас в стране его знают единицы. Почему? Во многом это зависит от СМИ, к числу которых относится и телевидение. Сейчас, когда в Уфе висят плакаты изображением Даниила Квята, меня повергли в шок фотографии годичной давности, где аналогичный баннер с фотографией Эмиля (даже косяки с титулами и регалиями можно простить) был найден брошенным за автобусной остановкой. Гонщик не заслужил такого отношения к себе, хотя его вклад в развитие спорта в Башкирии в разы выше, чем у того же самого Квята.

Мало кто в России знает, но в нашей стране есть спортивное сооружение, аналога которому в мире практически нет. Речь идет от СТК им. А. Степанова (бывший стадион «Строитель») – специализированном современном спортивном комплексе, созданном для занятий мотоциклетными видами спорта. Спортивное сооружение помимо самого мототрека включает в себя: «крытые зрительские трибуны на 15 000 зрителей и комментаторские кабины, юношескую спортивно-техническую школу, закрытые парки для мотогонок на льду и гаревого спидвея, боксы для мото — и обслуживающей стадион техники, спортивный бар «Тема», гостиницу и то, что хотелось бы подчеркнуть особо – единственную в нашей стране специальную детскую дорожку».

В 2010 году комплекс был оценен наивысшей категорией класса «А», которая была присвоена по итогам визита трековой комиссии FIM. Все это дает стадиону полноценное право претендовать на проведения соревнования самого высокого уровня. Тут проходил финал и два этапа Личного Чемпионата Европы, этапы Чемпионата Мира и Командный Кубок Мира по мотогонкам на льду, Чемпионат мира по мотофристайлу. Но в Тольятти НИ РАЗУ не проводил этапы Личного Чемпионата Мира серии Гран-при, Командного Кубка Мира по гаревому спидвею, являющимися самыми престижными соревнованиями в мире спидвея, и городу пришлось отказаться от этапа ЛЧЕ по причине отсутствия финансовой поддержки. Причина проста: низкий интерес спортивных властей нашей страны к данному виду спорта и как следствие отсутствие местных спонсоров, которые способствовали организации данных соревнований. Недавно Тина Канделаки в компании Дмитрия Рогозина приезжали в Тольятти посмотреть матч женского гандбольного суперкубка. Если для Дмитрия Олеговича, курирующего данный вид спорта, цель была представительская, то генеральный продюсер «Матч-ТВ» занимался непосредственным продвижением своего продукта. И я совершенно не понимаю, почему их не свозили и не показали СТК им. А. Степанова.

Проведение ведущих мировых соревнований на аренах ТОП-уровня

Залог красивой ТВ-картинки – это не только хорошая телевизионная аппаратура и высококвалифицированная команда специалистов, но и современные стадионы, заполненные до отказа болельщиками. Поэтому организаторы Личного Чемпионата Мира и Европы проводят соревнования топ-уровня только на лучших специализированных аренах, а также переоборудуют на время легендарные футбольные арены. Приведу интересный факт. Ровно за две недели до игры Отборочного цикла Чемпионата Европы по футболу между командами России и Швеции главный стадион скандинавской страны выглядел так, как вы его можете видеть на фото ниже.

Помимо Friends Arena в текущем цикле Гран-При аналогичному переоснащению подверглись: самый крупный и современный стадион Польши, принимавший матчи последнего Чемпионата Европы, Арена Народовы (Варшава), где сборная России сыграла вничью с хозяевами первенства; один из ведущих стадионов Британии «Миллениум (Уэльс), где Вадим Евсеев произнес знаменитую фразу из двух слов по три буквы каждое; CASA Арена в городе Horsens (Дания), где проводит матчи одноименная футбольная команда; Etihad Stadium (Мельбурн) главная арена второго по численности города зеленого континента, где проводят матчи множество команд по традиционному и австралийскому футболу, а также команды по крикету.

<

До этого мотогонщики гостили на легендарных стадионах: Паркен (Дания), Стадиум оф Австралия (Сидней), Уэмбли (Лондон), Фелтинс Арена (Гельзенкирхен), Уллеви (Гетеборг), Хэмпдэн Парк (Глазго). И даже московские «Лужники» в своей истории видели мотогонки.

А теперь представьте, как это смотрится на телевизионных экранах вкупе с заполненными трибунами. Но об этом чуть попозже.

Телевизионные рейтинги

Пожалуй, главный аргумент, который могут мне предъявить все, кто считает: «Да кому твой спидвей нужен? Его все равно никто не смотрит». На самом деле это далеко не так. В качестве примера приведу инфографику канала Eurosport, который является с 2013 года официальным броадкастером Личного Чемпионата Европы.

(5,9 миллионов зрителей, в т. ч 1.1 млн. смотрели, не переключая канал)

Перед вами данные по второму этапу ЛЧЕ, который прошел в Тольятти в 2013 году, где официально был аншлаг, но в реальности зрителей было как минимум 17 000 тысяч человек. Но вернемся к цели данной части моего повествования. Телеканал «Евроспорт», который напомню является французским, оказался крайне удивлен высокими рейтингами спидвея. Привожу цитату регионального директора телекомпании: «Та аудитория, которая посмотрела нашу трансляцию превзошла все наши ожидания. Мы не предполагали, что трансляция спидвея может носить такой успех. В наших планах продолжать и развивать наше сотрудничество». Эта фраза говорит сама за себя. Уже в следующем году Eurosport приобрел права на показ матчей шведской Элитсерии, не считая действующего соглашения по освещению SEC (Speedway European Championship) и SBP (Speedway Best Pairs). Да, бесспорно спидвею трудно конкурировать с раскрученной серией MotoGP, но свой зритель у данного вида спорта есть, и он далеко не ограничивается десятью людьми.

Теплая атмосфера на стадионах и отсутствие агрессии

Спидвей — один из немногих видов спорта, где царит по-настоящему потрясающая атмосфера драйва, эмоций, спортивного азарта. Болельщик, который приходит на спидвей, не смотрит гонку молча, хрустя семечками. Он живет гонкой от начала до конца. И что особо важно на аренах НЕТ так называемых «Ультрас» (за исключением польской Экстралиги — командного чемпионата Польши), присутствие которых часто отпугивает простого болельщика от похода на стадион. Поэтому в том же Тольятти, Владивостоке и других городах на спидвей ходят с детьми, семьями, большими дружескими компаниями, а сама гонка – это хороший повод встретиться и пообщаться. Насилие и применения силы на стадионе со стороны лиц правопорядка – явление исключительное. Благодаря всему вышесказанному достигается чудесная атмосфера, высокая посещаемость и как итог – высокие телевизионные рейтинги.

Спидвей – явление на российском ТВ не новое

Говорить о том, что спидвея никогда не было на российском спортивном телевидении, глупо и лживо. Долгое время цикл Личного Чемпионата Мира и Командного Кубка Мира был представлен на ведущем спортивном телеканале 7ТВ, который и после возникновения канала «Спорт» до 2009 перепрофилирование, а в дальнейшем и ликвидация канала, оставили российского болельщика без трансляций любимого вида спорта. В регионах, где спидвей – это спорт года транслировал успешно мотогонки. Но номер один, стали придумывать различные выходы их ситуации. Например, в Тольятти местный кабельный оператор «Лик» по сей день во время всех международных гонок, транслируемых за рубежом, вместо своего информканала включает соответствующий польский телеканал. Это в свою очередь позволяет спорт-барам города получать приличную выручку, так как во время спидвея они обычно заполнены в городе на Волге до отказа. И это я молчу про Владивосток, где огромное количество поклонников мотогонок не спят в 3-4 часа ночи и переживают за своих земляков.

Широкие возможности для популяризации спорта и развития инфраструктуры

Текущее положение спидвея в российской действительности постепенно ставит данный вид спорта на грань вымирания. На данный момент в российском чемпионате «выступают» аж ТРИ команды, а Башкирия, являющаяся центром российского мотоспорта, лишилась и вовсе всех своих команд. Для тех, кто только сейчас впервые узнает о существовании данного вида спорта хочу сказать, что в последнем полноценном командном чемпионате СССР 1990 года по гаревому спидвею принимало участие 25 команд от Львова до Владивостока, разбитых на три дивизиона: Высшую, Первую лигу классов «А» и «Б». Больше команд было только в предыдущий шестилетний отрезок. Непосредственно на территории современной России спидвей пользовался широкой популярностью в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Элисте, Кемерово, Крыму, Черкесске. И это, не считая «существующие» и сейчас центры данного вида спорта: Балаково, Владивосток, Тольятти и многочисленные города Республики Башкортостан (Октябрьский, Салават, Стерлитамак, Уфа). Слово существующие было взяты в кавычки не зря, так как я лично не могу понять, почему власти Башкирии могут найти миллиард рублей на реконструкцию стадиона для футбольной команды «Уфа» (хотя регион никогда не был футбольным), но одновременно отказывают в помощи мотогонщикам, которые десятилетиями прославляли Родной край на весь мир и всю страну. Причем суммы, запрашиваемые по меркам футбола и хоккея, копеечные.

Что я хотел сказать этим! Трансляции спидвея на каналах холдинга «Матч-ТВ» – это стимул и надежда к тому, что местные власти в тех регионах страны, где спидвей существовал и существует исторически, наконец обратят внимание к данному виду спорта, восстановят заброшенные и полуразрушенные мототреки, дадут новый импульс к занятию рискованным техническим видом спорта. Это будет реальный шанс к тому, что наша сборная впервые за много-много лет сможет выступить в сильнейшем составе и у нее сможет появится серьезный отечественный спонсор. Чиновники часто говорят, что Олимпийские виды спорта в приоритете. Но Формула-1 тоже, если не ошибаюсь, не представлена в программе Игр, зато вопрос проведения этапа Гран-При в Сочи стоял на повестке Правительства РФ. Тоже самое касается всевозможных «мордобоев», которые не слезают с наших телевизионных экранов.

Поэтому данной статьей хочу обратиться ко всем стейкхолдерам, от которых зависит возможность появления спидвея на российском ТВ. Рискните, поверьте и я уверен, что вы не останетесь разочарованными.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям